Бизнес. Как уволиться с работы

03 марта 2007

Уйти по-английски, не прощаясь, расстаться друзьями, хлопнуть дверью или с ослепительной улыбкой изящно раскланяться, сделав коллегам ручкой, — какой бы способ расставания с компанией вы ни выбрали, избежать конфликта не просто. Как, а главное — когда «обрадовать» этой новостью коллег и руководство, чтобы предотвратить неминуемый шторм?

Согласно статье 80 Трудового кодекса РФ, работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 2 недели. До истечения этого срока работник имеет право в любое время отозвать своё заявление. Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

Время Ч

Войти в кабинет к шефу с заявлением об увольнении непросто даже самому уравновешенному сотруднику. Однако намного страшнее могут оказаться слухи о вашем уходе, которые молниеносно распространятся по офису.

Проработав в компании полтора года, Светлана поняла, что серьёзных перспектив и вертикального роста здесь не предвидится, и занялась поисками нового места. Заметив её резюме на одном из сайтов, коллега поинтересовался, насколько серьёзно намерение Светланы. Девушка отшутилась, но слухи поползли. В результате при обсуждении годовой премии шеф, узнавший о «провинившейся» сотруднице, вычеркнул её фамилию из списка награждаемых, а на корпоративной вечеринке только ленивый не подчеркнул, что она «предательница». В итоге Светлане пришлось срочно увольняться.

Поэтому делиться идеей об увольнении с коллегами чревато. Вы оказываетесь а) под угрозой, что эта информация достигнет кабинета шефа раньше, чем вы сообщите об этом официально (реакция может быть самой непредсказуемой) и б) в изоляции среди «вчерашних подружек».

Собираясь сменить компанию, надо быть предельно осторожным и изначально решить для себя: кто же будет информатором вашего руководства — вы сами или возмущённая общественность. Бывшие коллеги, как правило, чувствуют себя брошенными (за исключением того случая, если вы были «занозой» для всей команды). Некоторые толкуют решение коллеги об увольнении (особенно если он занимает руководящую должность) как сигнал к бегству: ага, в компании что-то не ладно.

Принять верное решение поможет корпоративная культура вашей организации: если в компании повелось сообщать заранее об уходе, и так делали все, то это единственный шанс сохранить своё доброе имя и проработать последние дни в благоприятной обстановке.

Выручить сможет и простая наблюдательность: как реагирует ваш руководитель на увольнения по собственному желанию. Шеф — транслятор корпоративного настроя. Его обида невольно передастся и всему коллективу.

Уходя уходи

Иногда шумиха вокруг увольнения затевается с целью повышения статуса и заработной платы. Проблема такого карьерного роста в том, что этот трюк можно проделать всего один раз. Опытный руководитель отличит манипуляцию от реальной угрозы. Если в намерения начальника входило ваше повышение, то велика вероятность, что вас начнут уговаривать остаться. Однако и здесь скрыта опасность: приняв новые условия руководства и оставшись, вы рискуете не оправдать возложенных надежд.

Вас не уговорили. Решение обжалованию не подлечит. Вы уходите… Косые взгляды и шёпот за спиной вас больше не смущают. Однако радужное настроение в предвкушении новых просторов может быть неожиданно омрачено.

Решив оставить call-центр, Михаил сообщил об этом руководителю своего подразделения. С этого дня его рабочие будни превратились в каторгу. На следующий же день шеф попросил не в службу, а в дружбу подменить приболевшего коллегу. Потом другого. Помимо рабочих часов росло количество мелких поручений: составить график смены, провести инструктаж нового сотрудника, ответить на претензии клиента. Все это не входило в прямые обязанности Михаила, но отказать шефу, с которым ему хотелось расстаться по-дружески, он не мог. Последней каплей стала просьба подежурить в Новогоднюю ночь. Михаил пожалел о том, что предупредил руководство об уходе за месяц, а не за две недели.

Двух недель, положенных по закону, вам, порядочному сотруднику, может показаться недостаточно, чтобы а) руководство нашло вам достойную замену; б) вы смогли ввести в курс дел своего преемника и в) вы сами закончили начатые ранее проекты. Но чрезмерная щепетильность по отношению к интересам организации может негативно отразиться на ваших собственных.

По законодательству вы можете в любое время отозвать своё заявление. Но какой бы демократичной и лояльной не была организация, велика вероятность того, что на «возвращенца» будут смотреть косо. Побывав «отрезанным ломтем», сотруднику будет непросто завоевать потерянный авторитет и репутацию «своего». Хотя известны случаи, когда уже ушедшего сотрудника уговаривают вернуться и ждут с распростёртыми объятиями и руководитель, и коллеги.

По закону жанра, ни один начальник не придёт в восторг, узнав о потере хорошего специалиста. Ни один коллектив не обрадуется, узнав о потере надёжного коллеги, профессионала, души компании. Однако надо постараться уйти достойно, помня, что потерять лицо можно и в последний день.

Стоит ли заранее объявлять в компании о своём уходе?

Эльвира Осипова, директор по персоналу компании «Ингосстрах»:

Да, безусловно. Прежде всего, это ответственность по отношению к нынешнему работодателю, готовность выполнить свои обязательства, завершить какие-либо проекты, осуществить передачу дел. Переходить на другое место работы следует «со спокойной душой и чистым сердцем», с уверенностью в том, что всё было сделано хорошо. В моей практике была ситуация, когда сотрудник перешёл на другое место работы только через два месяца после объявления о своём уходе, поскольку было необходимо закончить важный проект. Был и другой интересный пример, когда работник, объявив о своём уходе, принял решение остаться в компании.

Валентин Ведякин, заместитель генерального директора по сетевым проектам компании «Капитал Тур»:

На мой взгляд, если руководитель предприятия — человек здравомыслящий, то он должен первым узнать о намерении сотрудника сменить место работы. Прежде всего, это нужно для того, чтобы понять причины, побудившие подчинённого задуматься об уходе. Если специалист действительно нужен компании, то руководитель постарается удержать сотрудника: зарплатой, продвижением по служебной лестнице. Я бы не рекомендовал уходить с предприятия, «хлопая дверью»!

К счастью, мне в большинстве случаев везло с руководством, и они первыми узнавали о моём намерении сменить место работы. Однако могу предположить, что бывают случаи, когда директор не относится к числу «вменяемых». Тогда, конечно, лучше поставить его перед фактом и не дать себя уговорить остаться на прежнем месте.

Екатерина Прохорова, директор по персоналу компании IBS:

Решение об уходе сотрудник, как правило, принимает не спонтанно. И по своему собственному опыту могу сказать, что гораздо лучше предупредить и коллег, и руководство о своих размышлениях заранее (не за 2 недели!). Мне приходилось вести подобные переговоры с руководством, но при этом я никогда не ставила цель просто повысить свою «стоимость», дать себя уговорить или «напроситься» на повышение. Сотрудничество, построенное на таком контрпредложении от руководства, чаще всего оказывается недолговечным.

Предварительная беседа с руководителем может помочь сотруднику прояснить свои перспективы в компании. Если вы чувствуете, что «переросли» уровень своей должности и задач, то это и есть серьёзный повод поговорить с руководителем. Если в ходе диалога с компанией вы находите достойные и перспективные варианты для дальнейшей реализации ваших возможностей — повод расставаться исчезает сам собой. Если же по итогам заблаговременной беседы вам не удаётся найти точек соприкосновения, то, видимо, наступило время, чтобы подумать об уходе из компании.

Точка зрения

Вера Васильева, практикующий психолог Психологического Центра «ВерФь»:

Как это ни печально, но практика показывает, что в российских компаниях заблаговременное предупреждение работодателя и коллег о своём уходе далеко не всегда идёт на пользу сотруднику. И, увы, многие западные фирмы, давно работающие на нашем рынке, все чаще перенимают такую практику построения взаимоотношений руководителя с подчинёнными, когда последний до конца старается оттянуть момент признания, иначе испортившийся в коллективе климат очернит последние дни его пребывания в организации. Но если бы только климат!

Часто негативное отношение руководителя к увольняющемуся подчинённому выражается в неполной выплате компенсаций, и увы, если сотрудник получал чёрную или серую зарплату, то апеллировать будет не к кому. Кроме того, распространены случаи, когда вокруг такого работника резко начинают распространяться негативные слухи и компрометирующая его информация. Наконец, далеко не каждому везёт с позитивными или, по крайней мере, искренними рекомендациями бывшего работодателя при устройстве на новое место.

Когда дальнейшая карьера зависит от того, как поведёт себя прошлая компания, нет ничего странного в том, что сотрудники начинают манипулировать и подстраиваться под внутрикорпоративные традиции увольнения.


 
 
 
Автор/источник: Е. Минтусова, www.rokf.ru
Ещё интересные статьи:
 
Все советы
Автомобиль
Безопасность
Бизнес, инвестирование, работа
Влюблённым
Зодиак
Как выбрать
Как избавиться от...
Компьютеры, интернет
Красота и здоровье
Мобильные телефоны
Народная медицина
Образование
Праздники, отдых
Секреты производства
Семья и дети
Туризм, активный отдых
Хозяйке на заметку
Это любопытно
Юридические вопросы
Я прошу совета
 
теги:
поиск

главная | о проекте | работа на sovets.ru | карта сайта | прислать совет | спросить совета
www.sovets.ru - советы на все случаи жизни