Приёмы выживания в традиционных культурах.
Кочевые монголы.
Нож и пиала были обязательным снаряжением всякого монгола. Пиала хранилась в специальном футляре или заворачивалась в ткань. Нож крепился к ножнам шнурком — чтобы не потерять. Угощаясь в чужой юрте, каждый пользовался своей пиалой и своим ножом. Это в некоторой степени сдерживало распространение инфекционных болезней. Монголы едят мясо недоваренным. Благодаря этому в мясе сохраняется больше витаминов, и компенсируется недостаток растительной пищи. По сведениям Марко Поло, во времена Чингиз-хана всякий воин мог брать с собой в поход до 18 лошадей. Если некогда было готовить пищу на костре, воины пили лошадиную кровь через надрез вены вблизи шеи. Лошадь безопасно переносит потерю до 300 мл крови и восстанавливает её за несколько дней. У монголов распространена своеобразная манера сидеть — на собственных голенях, касаясь земли только носками сапог. Ноги легко переносят возникающее при этом ограничение кровотока.
Людоедство.
В некоторых простых культурах питание человеческим мясом не считалось предосудительным, а иногда даже рассматривалось как оказание чести покойнику. В «Новом Завете» читаем: «И когда они [апостолы] ели, Иисус взял хлеб и благословив его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Моё. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя…» (Матф., 26.26-27). С чего бы такая провокационная метафора?
Современный торжественный ритуал похорон отбивает всякий аппетит к человеческому мясу. Наверное, он отчасти для этого и предназначен: в не совсем сытом обществе такое отношение к покойникам удерживает от убийств в целях питания. Других возражений против людоедства не видится.