Образная память. Развитие зрительного воображения

12 июля 2007

Развитие зрительного воображения

Упражнение 1. 1. Тренировка ритма внимания.

В удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть только на кисть (можно моргать). Если внимание пытается «уйти», постарайтесь его вернуть.

Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной мысли. Что нам даёт «пустота» в голове ? Мысль есть энергия. Когда энергия не спокойна, а «носится» в хаосе, то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого результата. Причём, человек быстро устаёт. Полное отсутствие мыслей и лёгкость владения вниманием даёт удивительное состояние лёгкости и свободы.

Нужно начинать выполнять упражнения с 5-7 секунд, постепенно доведя до 10 минут. В сумме в день Вы должны заниматься этим упражнением 10 минут. Причём, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения, в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т. д. ) Упражнение освоено, когда Вы сможете удерживать взгляд на кисти руки, ни о чём не думая, столько, сколько хотите. Постепенно Вы освоите это упражнение и его выполнение не будет составлять особого труда.

Упражнение 1. 2. Запечатление — стирание.

Найдите приятный Вам предмет, или безразличный. Смотрите на него неотрывно в течении 3 — 5 секунд, стараясь «сфотографировать» (на вдохе). Закрывайте глаза и в течении 3 — 5 секунд старайтесь его вызвать (на задержке дыхания), теперь вы дыхайте, мысленно растворяя образ (сжигая, выбрасывая куда-либо и т. д. ). Каждые 3 — 5 раз меняйте способ запечатления-стирания, скорость, ритм. Постоянно ищите и находите новые способы и вместе с ними состояния удивления и озарения. Это позволит очень быстро двигаться вперёд. Занимайтесь целый день по нескольку минут маленькими отрывками. Не назначайте себе твёрдого, конкретного времени дня, не откладывайте удовольствие. Учтите, что попытка чётко утвердить строгоевремя занятий редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъёма. Повторяйте упражнение 30-50 раз, начинайте с 5-7 и доводите до 50 раз. Ваша задача — научиться по желанию «повторять» образ в воображении и «стирать» его. Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут. Лучше, если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие и Вы будете заниматься значительно больше предложенного. Данная система должна стать самой жизнью, это образ жизни, а не временный тренинг. Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причём, когда Вы стараетесь вызвать в воображении часть тела, помогайте себе ощущениями в руке — почувствуйте пульс в этом месте, тепло, тёплую волну и т. д. Напоминаем : в голове в момент выполнения упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна «пустой».

Упражнение 1. 3. Запечатление — удержание.

В течении трёх-десяти минут в состоянии «пустоты» в голове смотрите внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела). Затем закройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответствующий образ как можно ярче и чётче. Желательно, чтобы он былцветной. Повторите 5-10 раз за один подход, постоянно сличая с оригиналом. Не забывайте каждый новый раз выполнять по-другому, не допускайте однообразных повторов. С каждым разом ищитеновое, которое должно переходить в состояние удивления и поднимать Ваше общее состояние на качественно новую ступень.

Основные задачи упражнения : проработать (прочувствовать) все части тела, достигнув не менее, чем четвёртого уровня по шкале воображения. Когда Вы чётко научились видеть запечатлённый предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению.

В течении 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотрите на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от предмета на 180 градусов и смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Тренируясь таким образом, нужно достигнуть шестого уровня по шкале воображения. Когда Вы легко будете удерживать различные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток и т. д. Когда получится с картинами, переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Когда достигнете чёткого запечатления слова, можете переходить к следующему упражнению.

Перед каждым упражнением закрывайте глаза и проигрывайте а воображении до мельчайших деталей его выполнение, воображая нужный Вам результат. Этот способ позволяет повысить эффективность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно.

Упражнение 1. 4. Остановись, мгновенье.

В течении дня Вы имеете множество возможностей упражняться. Неожиданно для себя остановитесь, бросив взгляд на картину перед глазами и закройте их. Постарайтесь восстановить в воображении только что виденное. Старайтесь почувствовать всем телом (дальше этот способ запоминания будет описан подробнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает, пусть почти неуловимое, но совершенно определённое состояние всего тела. Постарайтесь «поймать» это состояние и увидеть нужную картину, помогая состоянием. Тренируясь таким образом, постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при жела нии, их воспроизводить. Например : художник, поэт, композитор сможет воспроизвести и удержать состояние вдохновения. Вначале это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время оно начнёт «проявляться» и постепенно Вы будете получать все более резкий и чёткий «снимок». Причём, в момент, когда Вы закрыли глаза, все мысли должны исчезнуть. Тренируйтесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд.

Постепенно доведите время проявления и удержания снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникнет ощущение отдыха и свежести в голове. Кроме эффекта тренировки яркости и чёткости воображения, Вы получите возможность хорошо отдыхать в эти мгновения. Этот результат достигается за счёт постепенного погашения «мозговых шумов», которые излишне перегружают Ваш мозг.

Упражнение 1. 5. Мгновенное фото.

Когда Вы прогуливаетесь, находитесь в транспорте или в очереди, поупражняйтесь следующим образом. Бросьте короткий взгляд на прохожего, какой-либо предмет и т. д., закройте глаза и постарайтесь ярко и чётко увидеть его в течении 2-7 секунд (в зависимости от ситуации). В момент, когда закрыли глаза, можете продолжать двигаться. Останавливаться не обязательно. Постепенно Вы научитесь вызывать чёткое и яркое «мгновенное фото» и удерживать его в воображении столько, сколько захотите. Потренировавшись некоторое время с закрытыми глазами, переходите на тренировки с открытыми глазами, т. е. Вы должны, посмотрев на 'фото', видеть (и отвернувшись) на любом фоне запоминаемую картину.

Упражнение 1. 6. Живая фотография.

Сядьте где-либо на лавочке или в другом месте, выберете прохожего, бросьте на него взгляд, закройте глаза. У Вас получилось «мгновенное фото», но Вы постарайтесь не останавливать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда продолжает двигаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 1-2 недели, Вы сможете оживить 'картину' и постепенно уменьшить количество ошибок при сравнении с действиями идущего.

Упражнение 1. 7. Манипуляция 'фотографией'.

Аналогично как в упражнении 1. 5. Только теперь задача усложняется. Сфотографированные предметы нужно по своему желанию передвигать, накладывать, изменять их форму в заранее определённом направлении. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что у Вас получается легко, без напряжения.

Упражнение 1. 8. Фигуры.

Попросите кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать Вам полученную фигуру. Посмотрев, Вы закрываете глаза и стараетесь посчитать количество. Затем открываете глаза и выкладываете из запасённых ранее спичек сфотографированную фигуру. Затем поднимаете лист и сверяете количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. По мере тренированности запоминаете разноцветные спички или палочки(количество, место расположения и цвет). Переходить к следующему упражнению можно в случае, если Вы свободно удерживаете в воображении не менее десяти спичек.

Упражнение 1. 9. Умение видеть главное и особенности.

Берете 200-300 спичек. Вам диктуют слова. Ваша задача-выкладывать из спичек ассоциации, которые они у Вас вызывают. (Например, трактор может вызвать ассоциации, соответствующие ломанным линиям от звука 'р-р-р'). Спички можно ломать, класть в любом положении. Слова диктуются с паузой в одну минуту. Ваша задача после того, как закончили диктовать слова по составленным Вами ассоциациям (спичками), воспроизвести их. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов. K следующему упражнению можно переходить в случае, если Вы можете составить ассоциации и воспроизвести 50 слов, диктуемых с паузой в 30 секунд.

Упражнение 1. 10. Обработка состояния 'пустоты' в голове и яркости воображения.

Выберете предмет или точку. Он должен у Вас вызывать приятное или безразличное отношение. Смотрите на него, не о чём не думая (взгляд концентрируется в центре и охватывает весь предмет). Смотрите, ни о чём не думая, сколько это будет возможно, впитывая в воображение предмет. Как только почувствуете, что вот-вот возникнет отвлекающая мысль, закрывайте глаза и старайтесь максимально ярко увидеть предмет. Это позволит удержать состояние безмыслия и усилить чёткость видения предмета. Секрет упражнения заключается в следующем: когда у человека роятся беспорядочно в голове мысли, так называемый 'шум' имеет высокий уровень. За счёт этого 'шума' человек устаёт, забывает, т. е. теряет ход мыслей, информацию, а также на начальном этапе занятий возникают серьёзные трудности при отработке яркости воображения.

Упражнение 1. 11. Запоминание слов.

Ниже Вам будут предложены для запоминания слова и дан пример, как на основе имеющегося опыта связать эти слова в рассказ. Ваша задача попытаться запомнить зачитываемые Вам слова, составляя из них рассказ. Начните с 20 слов и интервала между словами 30 секунд. Если Вы воспроизводите не менее 18 слов, можно увеличить нагрузку путём постепенного увеличения числа слов до 100 и уменьшения времени между словами до 2 сёк. Число запомнившихся в процессе тренировок слов необходимо довести до 2000. Опыт показывает — такой способ даёт хорошие результаты. Позднее попросите, чтобы Вам диктовали слова по 2 (затем соответствующая пауза), по три, по четыре, по пять и т. д. Перед тем, как запоминать, давайте подведём итог полученным навыкам и знаниям:

1. Образы должны быть яркими, чёткими, необычными. Вы должны видеть их в воображении.

2. Они должны быть в движении.

3. связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе 'похожести'. Итак попробуйте запоминать следующие слова: дерево, стол, река, корзина, расчёска, мыло, ёжик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолёт, тетрадь, носки, воздух.

ПРИМЕР запоминания логически не связанных слов:

Мы видим зелёное красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нём лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у неё один край — получается РАСЧЁСКА. Вы берете её и начинаете расчёсывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остаётся волос, торчащий ЁЖИКОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Но она не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз — разворачивается по прямой линии, а затем превращается в КНИГУ. Вы пытаетесь её поднять — не получается. Тогда открываете её и из не прямо на Вас выезжает ТРАКТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛНЦЕ. Становится очень жарко, и с Вас льётся пот. Очень хочется, чтобы пошёл ДОЖДЬ. И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льётся вода. Вам становится холодно от дождя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватаетесь за стрелку часов и вырываете её. Опустившись на землю, Вы рассматриваете её и замечаете у основания стрелки прикреп ленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превращаясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сторону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпичей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЁТ. И у Вас в руках остаётся кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из неё листы и делаете из них себе НОСКИ (помня, что они дефицит) и идёте в них по земле, как по ВОЗДУХУ. Данное упражнение осваивается в сочетании с предыдущим из первого раздела.

Упражнение 1. 12. Связка слов через сокращение образов (метод запоминания).

Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т. е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взлететь, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запоминании определяется присутствием в образе большего обьема первого слова. Выше Вы познакомились со способом связки слов через рассказ. В дальнейшем будете знакомиться с новыми методами связки, которые нужно будет постоянно отрабатывать, выбирая для себя наиболее приемлемые, удобные. Идеальный вариант — это синтез всех приёмов. Постарайтесь связать по два слова с помощью сокращения. Всего для выработки умения (знания — умения — навыков) нужно связывать примерно 100-150 пар. Параллельно продолжайте тренировки с запоминанием слов. Доведите их до 100 пар и только после этого переходите к следующему упражнению.

Упражнение 1. 13. Оживление (метод запоминания).

Попробуйте представить какого-либо зверя, животное. теперь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живёт своей жизнью в Вашем воображении. Поупражнявшись с живыми существами, переходите к оживлённым предметам по той-же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Всего «оживить» Вам предлагается 50 живых существ и 100 предметов. Можно представлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т. д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предметами.

Упражнение 1. 14. Взаимодействие с образами (метод запоминания)

Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нём, жить. Представьте, что этот предмет — Вы, и начинайте составлять рассказ, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подготовить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании «похожести» : цвета, ка ких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т. д. перетекли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.

Упражнение 1. 15. «Перетекание»

Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании «похожести» какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинаковый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощущения, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. Доведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1, 5-2 часа. Попросите, чтобы Вам сначала медленно (с паузой в 20-30 секунд) диктовали слова или двигали слайды. Возвращаться, повторять слова во время их запоминания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе «похожести» из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз — книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из неё начинают выпадать страницы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причём страницы того же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть). Таким образом нужно связать не менее 50 пар для наработки умения (знание — умение — навык).

Упражнение 1. 16. Метод Цицерона.

Он заключается в том, что Вы запоминаете предметы, расставляете их на заранее запомненных обьектах. Это может быть Ваша квартира, путь на работу, запомненные ранее слова. Суть метода. К каждому отдельному обьекту (в углах квартиры, на улицах города, к отдельным словам) Вы привязываете запоминаемую информацию.

Правила запоминания : а) образы «ставятся» на хорошо освещённые места; б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких; в) связка должна быть яркой, необычной, динамичной.


 
 
 
 
Ещё интересные статьи:
 
Все советы
Автомобиль
Безопасность
Бизнес, инвестирование, работа
Влюблённым
Зодиак
Как выбрать
Как избавиться от...
Компьютеры, интернет
Красота и здоровье
Мобильные телефоны
Народная медицина
Образование
Праздники, отдых
Секреты производства
Семья и дети
Туризм, активный отдых
Хозяйке на заметку
Это любопытно
Юридические вопросы
Я прошу совета
 
теги:
поиск

главная | о проекте | работа на sovets.ru | карта сайта | прислать совет | спросить совета
www.sovets.ru - советы на все случаи жизни