Финансовый менеджмент. Финансовая система

03 октября 2007

Финансовая система

Ни один учебный предмет, описывающий конкретную отрасль знаний, не может удлинить человеку руку. Но он может расширить его возможности, подняв человека на плечи его предшественников.

Литер Ф. Драккер

УИЛЬЯМ ПЕТТИ

Уильям Петти (1623—1687) — английский экономист. Знал математику, геометрию, астрономию, медицину, латинский, греческий и французский языки. Он окончил иезуитский колледж, служил на военном флоте, занимался перепродажей имущества, работал в лавке ювелира и оптика. Одно время он служил секретарём у известного английского философа Гоббса.

Вернувшись после Амстердама и Парижа в Оксфорд, Петти занимает поочерёдно должности доктора физики, профессора анатомии и вице-принципала (проректора). В пятьдесят лет Петти стал великим учёным, получил титул сэра. Петти провозгласил принципы определения стоимости товаров через труд. Он показал, что деньги — это товар особого рода, эквивалент. Петти описал понятия «рента», «заработная плата», «разделение труда». Он ввёл первые статистические расчёты в экономическую науку.

Финансовая система — Financial System

Государственные финансы — Public Finances

Финансы частных компаний — Business Finances

Финансы населения — Private Finances

Расходная часть бюджета — Budget of Expenditure

Государственное регулирование — Public Regulation

Правила предпринимательской деятельности — Entrepreneur Activity Regulations

Конкуренция — Competition

Финансовая система страны состоит из основных и обеспечивающих подсистем. К основным относятся финансы государства, предприятий, населения. Обеспечивающими подсистемами являются банки, биржи, внебиржевой рынок, технические коммуникации.

Государственные финансы — это совокупность денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются главным образом за счёт изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы.

Финансы предприятий — система денежных потоков в связи с осуществлением процесса производства. Специфика предприятия проявляется в структуре и формах преобразования финансовых потоков.

Финансы населения — личные денежные средства.

Основные финансовые подсистемы находятся в тесной взаимосвязи: Частные хозяйства предоставляют предприятиям и государству рабочую силу, получая в ответ заработную плату и часть дохода. Эти денежные средства, в свою очередь, используются для покупки товара. Государство за счёт изъятия части дохода у предприятий и населения предоставляет «общественный товар» (оборона, право и безопасность, защита окружающей среды, образование, социальное обеспечение), который имеет общегосударственное значение либо необходим для больших социальных групп населения.

Взаимодействие предпринимателей и государства реализуется через три функции государственной деятельности. Во-первых, правовое обеспечение предпринимательства через разработку законов о допустимой деятельности в стране. С ними можно не соглашаться, их можно критиковать, но выполнение их обязательно. Это своеобразные «правила игры». Во-вторых, государство берёт на себя полное или частичное поддержание некоторых обеспечивающих бизнес элементов, таких как оборона, охрана порядка, право, образование, транспорт и др. В-третьих, государство осуществляет перераспределение части дохода предпринимателей.

Экономика Франции, например, до 1986 г. развивалась при усилении доли государственного сектора, но закон, принятый парламентом в 1986 г., изменил стратегический курс. Схема приватизации предприятий во Франции реализовывалась при условиях: 20—80% акций продавались блоку стабильных акционеров по 2—5% на каждого; иностранные держатели могли получать не более 20%; служащие компании получали 10% акций по льготной цене; оставшиеся акции продавались через открытые торги. Выбор стабильных акционеров из числа ведущих промышленных и финансовых групп страны осуществлял министр финансов. К середине 1987 г. уже каждый шестой француз был в числе прямых акционеров.

Роль государства показывает расходная часть его бюджета. Например, в ФРГ в 1990 г. она включала, %: кредиты и дотации — 51; инвестиции — 12; военные закупки — 7;

управленческие расходы — 4; персональные расходы — 14; платежи и погашение долга — 11.

Основными целями государственного регулирования являются: предотвращение катастроф, бедствий, чрезвычайных для жизнедеятельности населения ситуаций; недопущение дестабилизации экономической ситуации; сохранение экологической обстановки; поддержка малообеспеченных слоёв населения; поддержка занятости населения; стабилизация уровня цен; выравнивание баланса внешнеэкономических сделок; обеспечение деятельности экономической системы; защита демократии; охрана информации. Реализуется государственное управление через правовую базу, налоговую систему, перераспределение дохода и ресурсов.

Законодательство устанавливает правила предпринимательской деятельности, взаимоотношений производства, поставщиков и потребителей, товаров и услуг, функционирования денежной системы, отношений между менеджерами и рабочими. Рыночная экономика реализуется через свободу хозяйственной деятельности, выбора профессии, договоров, объединений, конкуренции и частной собственности.

Конкуренция — это важнейший саморегулирующий механизм в экономике, поэтому его обеспечение является одной из важнейших функций государства. Для этого создаются специальные правительственные комиссии по контролю за ценами, качеством, объёмом товаров и услуг; выпускаются законы об антимонопольной и антитрестовской деятельности, о честной конкуренции и правдивости рекламы, о достоверности отчётной информации предприятий, о стандартных договорных условиях. Регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства реализуется через тематические государственные программы:

~ прямого выделения государственных инвестиций (государственный заказ);

  • ~ систему дифференцированных налоговых ставок и льгот;
  • ~ финансовую помощь в виде дотаций, субсидий, ссуд;
  • ~ законодательного определения амортизационной политики;
  • ~ условий использования земли и природных ресурсов;
  • ~ государственного инспектирования и экспертизы инвестиционных проектов;
  • ~ антимонопольных мер;
  • ~ приватизации государственной собственности.

Государственная поддержка инвестиций предусматривает льготные ссуды при создании предприятия, льготное налогообложение дохода в первом году функционирования предприятия, участие в оплате расходов на НИОКР.

Государство гарантирует защиту инвестиций на своей территории через свободу направлений вкладывания средств, возмещение инвестору всех убытков при отчуждении инвестированного имущества или ограничении его прав со стороны государственных органов и должностных лиц. В России основными законами в области финансов являются: «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О предпринимательской деятельности», «О ценных бумагах». При президенте России действуют комиссия по ценным бумагам, банковский совет.

Федеральная комиссия по ценным бумагам осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг, утверждает стандарты и порядок эмиссий ценных бумаг, устанавливает требования допуска ценных бумаг к их публичному размещению, котированию и листингу, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, устанавливает порядок расчётно-депозитарной деятельности, осуществляет регистрацию фондовых бирж, определяет стандарты деятельности инвестиционных фондов, обеспечивает создание единого информационного пространства на фондовом и финансовом рынках. Комиссия включает руководство (председатель, первый заместитель), членов (представители министерств, государственных комитетов, Центрального банка, Государственной инспекции) и рабочего аппарата. В рамках Федеральной комиссии образованы региональные комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Производственно-хозяйственные взаимоотношения участников инвестиционной деятельности регулируются договором (контрактом), в котором определяются обязательства, условия, сроки, формы оплаты и компенсаций.

Критериями приоритета предложений могут быть ориентация на экспорт, наукоемкость производства, импортозамещение, удалённость территории от центральных зон страны, энергосбережение, экологическая чистота.

Предприятия в зависимости от масштаба финансовых потоков делятся на три группы: крупные, средние, малые. Основу финансовой системы страны составляет небольшое

число крупных предприятий, которые инвестируют средства и перерабатывают материальные потоки в огромных масштабах.

Например, в ФРГ около 0,02% предприятий обеспечивают около 30% финансового оборота. По данным за 1986 г., в ФРГ с оборотом более 10 млн марок было 38, с оборотом от 1 до 10 млн марок — 261, до 1 млн марок — 1631 тыс. предприятий. Только 7% всех предприятий имели более 20 сотрудников. Почти каждое четвёртое предприятие состоит из 1 человека. Предприятия с малым числом работающих заняты главным образом предоставлением услуг. В сфере торговли к такого рода предприятиям относится 60% работающих, в строительстве — 50%, перерабатывающей отрасли— 18%.

Крупные предприятия в своей деятельности пользуются услугами большого числа малых предприятий, при этом финансовые связи фактически оказываются потоками влияния. Например, в автомобильной промышленности концерны «Фольксваген», «Опель», «Форд», «Даймлер-Бенц», «БМВ» и «Порше» имеют внутри страны 23 000 субпоставщиков, значительная часть которых — малые и средние предприятия. Объём их поставок составляет до 25% от. объёма продаж концернов. Крупное предприятие — это рынок сбыта продукции и услуг для малых предприятий, залог их экономического успеха, поэтому, не имея юридической зависимости, малые предприятия часто находятся в существенной экономической зависимости от крупного предприятия.

Частный сектор американской экономики состоит из более чем 17 млн фирм. Их роль можно увидеть из следующих данных (1987 г.):

Вклад в национальный доход, %Доля занятых, %
Сельское хозяйство23
Добывающая промышленность21
Строительство55
Обрабатывающая промышленность1918
Торговля1623
Финансы176
Транспорт, связь95
Услуги1723
Государственный сектор1216

Экономика Японии также сформирована как пирамида, в которой немногочисленные промышленные гиганты опираются на огромное число мелких фирм. Крупные фирмы, которые охватывают более 60% малых и средних предприятий страны, дают на основе субподряда заказы на детали, инструменты и узлы. Правительство, однако, всячески поощряет объединение мелкого и среднего бизнеса, преследуя цели координации стратегии, взаимопомощи, устранения ненужной конкуренции. В этом секторе экономики Японии занято более 80% рабочей силы, производится более 50% всей промышленной продукции, обеспечивается более 60% оптового и 75% розничного товарооборота.

Финансово-промышленные группы являются важнейшим средством реализации селективной структурной политики государства, обеспечивающим воспроизводство, накопление, концентрацию и обращение финансового, производительного и товарного капитала, его инвестирование в приоритетные направления промышленности, повышение управляемости промышленности.

Финансово-промышленные группы как форма интеграции капитала предприятий могут иметь различные организационно-правовые формы, направления деятельности, состав участников и структуру управления.

С точки зрения форм интеграции капитала финансово-промышленные группы могут формироваться как:

  • ~ акционерное общество;
  • ~ холдинговая компания;
  • ~ траст (передача собственности в доверительное пользование);
  • ~ перекрёстное владение акциями (взаимоучастие в капитале);
  • ~ стратегический альянс (объединение усилий, обеспечивающих каждому предприятию-участнику доступ к результатам совместно выполняемых проектов, программ, НИОКР, баз и банков данных и т. д.)

В состав финансово-промышленных групп могут входить:

~ производственные и научно-производственные предприятия и объединения, в первую очередь связанные отношениями комбинирования, выпуска дополняющей, вспомогательной либо функционально или технологически близкой наукоёмкой продукции;

  • ~ научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации;
  • ~ банки;
  • ~ инвестиционные фонды;
  • ~ холдинговые компании;
  • ~ страховые компании;
  • ~ торговые компании;
  • ~ строительные и транспортные предприятия;
  • ~ биржи;
  • ~ другие виды предприятий.

Финансово-промышленные группы создаются исключительно в индивидуальном порядке на программно-целевой основе. Формирование финансово-промышленных групп производится, как правило, путём добровольного объединения капитала предприятий различных организационно-правовых форм на основе взаимной заинтересованности в результатах совместной деятельности.

Перспективным представляется использование для формирования ФПГ сложившихся взаимовыгодных отношений на основе исполнения договорных обязательств.

В целях повышения эффективности формирования финансово-промышленных групп используется двухканальная система размещения акций: целенаправленный подбор участников, покупка акций и других ценных бумаг.

В целях предотвращения монополизации рынка в одном отраслевом секторе рынка должно действовать, как правило, не менее трёх финансово-промышленных групп. В случаях злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренции на товарных рынках деятельность финансово-промышленной группы должна быть немедленно поставлена под особый государственный контроль.

В первоочередном порядке создаются финансово-промышленные группы на базе технологически связанных предприятий, выпускающих сложную наукоёмкую продукцию, конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынке, имеющую платёжеспособный спрос, а также поставок продукции и товаров для государственных нужд.

Инвестиционные организации объединены в три группы: холдинговые компании, финансовые группы и финансовые компании. Холдинговая компания — головная компания, владеющая контрольным пакетом акций дочерних фирм и специализирующаяся на управлении. Осуществляя инвестиции, холдинговая компания ориентируется на укрепление своих позиций в долгосрочной перспективе. Финансовая группа — объединение предприятий без головной компании. Финансовая компания — организация, финансирующая ряд фирм, но без права управления.

По характеру инвестиций различают реальные, финансовые и интеллектуальные. Реальные инвестиции — это вложения непосредственно в средства производства и предметы потребления. Финансовые инвестиции — это вложения в ценные бумаги или помещение капитала в банки. Интеллектуальные инвестиции подразумевают покупку лицензий, патентов, ноу-хау, подготовку персонала, вложения в НИОКР.

Банковская система включает банковские учреждения, средства связи банков, методические и юридические правила взаиморасчётов. Подразделения, управляющие потоками финансов, являются «кровеносной системой» рыночной экономики страны. Банки принимают вклады, предоставляют кредиты, ведут операции с ценными бумагами для клиентов, проводят безналичные расчёты. Уровень развития банковской

системы определяет скорость финансовых потоков, оперативность реагирования финансовой системы на изменения в экономике страны, эффективность использования финансов, а в конечном счёте — возможность существования варианта экономического механизма в стране.

Государственные банковские системы взаимодействуют через международные объединения: Международный банк реконструкции и развития (образован в 1946 г.), Международная финансовая корпорация (1950 г.), Международная Ассоциация развития (1960 г.), региональные межправительственные банки (Европейский, Северный инвестиционный, Межамериканский, Карибский, Африканский и Азиатский), фондовые биржи финансовых центров (Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне, Токио, Лондон, Цюрих, Люксембург, Сингапур, Бангкок, Арабский центр).

Финансовый механизм, вовлекая средства граждан и предприятий в оборот, предлагает им совокупность экспертных и посреднических организаций. Трастовые компании (фонды) берут на себя управление по доверенности имуществом и ценными бумагами. Доверитель, не искушённый в правилах финансовой деятельности, заключает соглашение с траст-компанией. В этом заинтересованы частные лица, пенсионные и страховые фонды, предприятия и общественные организации. Наиболее эффективна работа траст-компании как отдела банка. Инвестиционные фонды компании создаются с целью привлечения капитала через выпуски акций либо через поручения по использованию инвестиционных чеков (ваучеров). Инвестиционный фонд на привлечённый капитал закупает акции предприятий бизнеса, дивиденд с которых является источником существования фонда и дохода вкладчиков.

Биржевая система состоит из совокупности товарных и фондовых бирж. Товарные биржи позволяют осуществить оборот товаров и денежных средств без непосредственного их представления, оперативно сформировать цены на товары. Фондовые биржи обеспечивают получение и распределение капитала. Фондовая биржа определяет рейтинг предприятий, оперативно реализует предложения клиентов о перераспределении потоков финансов.

Если товарные биржи — это дополнение к системе прямых связей предприятий, то фондовые — это основной механизм для потоков ценных бумаг.

Внебиржевой рынок ценных бумаг обслуживают банкирские дома, банки и специализированные организации. Фирмы-посредники выполняют функции брокера (агента) и дилера (создателя рынка). Чаще всего работающие на внебиржевом рынке создают запас ценных бумаг, а процесс их реализации подстраивают под колебания рыночной конъюнктуры. Процесс продажи и покупки на внебиржевом рынке имеет договорной характер, происходящий чаще всего в условиях конкуренции брокеров.

Все брокеры и дилеры, например в США, должны быть зарегистрированы в комиссии по ценным бумагам и биржам. Они должны быть членами национальной Ассоциации дилеров. На фондовые операции, осуществляемые нечленами Ассоциации, наложены жёсткие ограничения. Принципы функционирования Ассоциации дилеров ценных бумаг предусматривают: стандартизацию правил, высокий уровень коммерческой этики, соблюдение законов, укрепление самодисциплины, справедливость принципов торговли.

Правила Ассоциации обязывают её членов добиваться наилучших для клиента результатов, не прибегая к услугам другого дилера. Все рекламные, коммерческие и деловые материалы должны быть выполнены в духе заботы об интересах клиента. В США, Канаде, Великобритании внебиржевой рынок поддерживают в основном инвестиционные банки. Через этот рынок проходят государственные и муниципальные облигации, ценные бумаги малоизвестных или новых компаний, облигации частных компаний.

Принципы выработки управленческих решений останутся теоретическими построениями, если не будет возможности для их реализации.

Динамическое управление предусматривает повышенную роль вопросов времени принятия решений, оперативности реагирования системы, длительности выполнения решений, определяемых главным образом средой функционирования бизнеса. Среда включает такие обеспечивающие элементы, как информационные сети (телефоны, факсы, почта, компьютеры, радио, телевидение), транспортные системы (дороги, аэропорты, мосты, автомашины, самолёты, магазины, склады). Поддерживающими элементами среды функционирования бизнеса являются социальные, медицинские, образовательные, юридические, общественные учреждения.

Современные рыночные взаимоотношения возможны только при наличии соответствующей окружающей среды. Отметим в качестве подтверждения этого принцип современной рыночной экономики «от конкуренции товара к конкуренции предложения». При конкуренции товара имеет место аналог базара, который при избытке возможностей предпринимателей ведёт к падению эффективности деятельности отдельных производителей и медленному реагированию их на спрос. При конкуренции предложений экономика очень динамична, производится только то, что необходимо, освобождающиеся мощности сразу же переключаются на другую продукцию.

Поддерживающие бизнес элементы берут на себя функции, которые в противном случае должно было бы выполнять само предприятие. Стремление к специализации, повышению профессионализма, сокращению расходов привело к формированию общих поддерживающих учреждений, действующих за счёт отчислений из доходов частных лиц и предприятий.

Отношение предпринимателя к окружающей среде может строиться как потребительское и созидательное. В первом случае предприниматель приспосабливается к услугам внешней среды, используя их для повышения эффективности своего производства и оплачивая их. Во втором случае предприниматель, выделяя часть своего дохода, создаёт и развивает среду функционирования.

Управленческая деятельность реализуется как обмен информацией между людьми. Информация необходима для принятия эффективного решения, выработки согласованных целей скоординированной деятельностью людей, реализации управленческих заданий, предотвращения убытков производства, контроля за ходом производства. Информация для управленческого работника — это, с одной стороны, исходный материал, а с другой стороны — результат деятельности. От полноты, своевременности и достоверности исходной информации зависит эффективность деятельности менеджера. Причём чем выше уровень производства, сложность изделий и масштабы выпуска, тем более значительными оказываются коммуникации в системе управления. В 85% случаев основной причиной низкой эффективности деятельности организаций является плохая организация коммуникаций. До 90% времени работы руководителя приходится на сбор, переработку и выдачу информации.

Из общей совокупности коммуникационных связей выделим: коммуникации между предприятиями и внешней средой; коммуникации между структурными элементами предприятия; коммуникации между личностями.

Из-за ошибочного или некачественного решения приходится нести дополнительные расходы, величина которых зависит от уровня управленческой деятельности. Чем выше ступень управленческой должности, тем более значительно влияние выдаваемых решений. Понимание этой ситуации заставляет вкладывать ресурсы в создание и поддержание информационных обеспечивающих систем на межгосударственном, национальном, региональном, производственном уровнях. Предотвратить ошибочное решение за счёт лучшего информационного обеспечения в большинстве случаев дешевле, чем нести расходы по его последствиям. Однако стоимость информационного обеспечения растёт с повышением его объёма и времени поиска или получения, поэтому существующую систему коммуникаций в каждом конкретном случае целесообразно сопоставлять с экономически выгодным вариантом. Например, откладывать решения, собирая информацию до бесконечности, значит «упустить время». Ожидаемый предельный выигрыш от улучшения решения должен быть больше ожидаемых предельных затрат на сбор дополнительной информации.

 
 
 
Автор/источник: В. В. Глухов, Ю. М. Бахрамов
[<-в начало раздела<-предыдущая]  [следующая->в конец раздела->]
1 из 2 (в разделе «Финансовая система»)
Ещё интересные статьи:
 
 
 
теги:
поиск

главная | о проекте | работа на sovets.ru | карта сайта | прислать совет | спросить совета
www.sovets.ru - советы на все случаи жизни