Как выбрать школу

10 сентября 2008

На вопрос родственников и знакомых «Как там твой малыш?» вы с гордостью отвечаете: «На следующий год в школу уже!»? Значит эта статья для вас, ибо этот год надо потратить на выбор подходящей школы для вашего будущего первоклассника.

Школы делятся на три типа: 1) Традиционная государственная школа; 2) Школа с «уклоном», специализирующаяся на усиленном преподавании какого-либо предмета; 3) Частная школа. Традиционная школа в наше время потихоньку выбирается из того кризиса, в котором находилась все перестроечные и постперестроечные года. Несомненные плюсы таких школ в том, что они дают неплохую подготовку к поступлению в ВУЗ, а бывает и сами «приписаны» к какому-либо институту. Выбирая такую школу, соберите как можно больше информации о ней: поговорите с мамочками на площадках, «поройтесь» в Интернете на форумах вашего города, сходите на экскурсию в саму школу. Оцените её по всем параметрам, но в первую очередь по статистике выпусков: с какими оценками выпускаются ученики; каков процент поступивших в ПТУ, техникумы, ВУЗы?

«Специализированную», профильную школу, выбирайте в соответствии со способностями ребёнка. Не основывайтесь на своих нереализованных амбициях («Я всю жизнь мечтала играть на скрипке, но не получилось, а вот моя дочь будет играть!»), а исключительно на природных данных вашего чада. Не знаете, к чему он более склонен? Можно протестироваться у психолога, а можно определить и самому, попросив ребёнка пройти небольшой тест:

Покажите ребёнку пять геометрических изображений: квадрат, треугольник, круг, зигзаг и прямоугольник. Предложите выбрать то, которое ему более всего импонирует.

Если ребёнок выбрал квадрат, у него явно преобладают математические способности. Его сильная сторона – мыслительный анализ. Такие дети, как правило, более усидчивы, отличаются трудолюбием, терпением и аккуратностью.

Если чадушко выбрало треугольник, у него более развиты логика и артистические способности. Он стремится к лидерству, уверен в себе, решителен, хотя иногда отличается категоричностью и нетерпимостью. Такой ребёнок стремится выделиться на общем фоне, отличается честолюбием. Его главные козыри – умение сконцентрироваться на главном, на сути проблемы, и провести детальный анализ возможных вариантов. У такого малыша, возможно, развиты математические и лингвистические способности, а также артистизм. Кроме того – у него огромный запас энергии и он с лёгкостью выдержит дополнительные занятия.

Ваш ребёнок выбрал круг? Для него важны доброжелательность и хорошие отношения, царящие вокруг. Но и сам он легко входит в контакт с окружающими, отличается дружелюбием. Такой ребёнок очень чувствителен и эмоционален. Любые его прекрасные способности можно легко погубить нетактичным отношением учителя. Учитель с «жёсткой дисциплиной» не для такого ребёнка! Дисциплине он его, может, и научит, но желание учиться отобьёт напрочь. Соберите об учителе как можно больше отзывов.

Зигзаг – выраженные художественные способности. У такого ребёнка хорошо развиты фантазия и воображение, он любит мечтать и придумывать небылицы. Цифры ему трудны и непонятны, а сцена отнимает слишком много сил. Школа с художественным уклоном – та стихия, где он будет чувствовать себя, как рыба в воде.

Заставляет насторожиться выбор прямоугольника. Эту фигуру выбирают дети, находящиеся в кризисном периоде. Ребёнок запутан, неопределён. Такой малыш излишне напряжён и возбуждён, его поступки непредсказуемы и непоследовательны. Если ребёнок выбрал прямоугольник, через пять минут попросите его опять сделать выбор. Опять прямоугольник? Обратитесь к психологу!

Частные школы давно и прочно заняли свою нишу в системе образования. Их выбор достаточно велик. Принцип выбора такой же, как и в случае с государственными школами, плюс – состояние вашего кошелька.

В чём преимущества частных школ перед государственными? Учителя и в тех и в других заканчивали одни и те же педагогические ВУЗы, однако в негосударственных учреждениях преподаватели постоянно учатся на всевозможных курсах повышения квалификации, оплачиваемые школой, что, несомненно, повышает их профессиональный уровень.

К тому же в частных школах учителя, не стиснутые жёсткими рамками устоявшейся системы, будут лучше и легче относиться к неординарным детям, выбивающимся из общей массы и, возможно, одарённым, которых обычная школа опустила бы на планку «середнячков», своими попытками привить дисциплину.

При поступлении в начальную школу вас должны осведомить, по какой программе будет учиться ребёнок. Если учитель ничего не говорит об этом – спросите сами. Какие бывают программы, и чем они «грозят»?

«Классическая начальная школа». По этой системе учились наши бабушки и мамы. Она вырабатывалась годами и доказала свою эффективность. Это самая что ни на есть традиционная программа обучения. Только сейчас она переработана и изменена с учётом современных требований. Обучение направлено не только на формирование знаний, навыков и умений, как прежде, но и на развитие личности ребёнка.

Из новых программ я хочу отметить такие: «Школа 2100», «Гармония», «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Система Занкова», «Система Эльконина-Давыдова».

Немного о каждой из них.

"Школа 2100" В процессе обучения ребёнок познаёт самого себя, учится самостоятельности. Программа отвечает требованиям современной жизни, направлена на воспитание, развитие и обучение ребёнка. Эта программа трудновата, считают многие учителя. Трудновата в первую очередь для них самих. Особенно сложна математика: сами учителя не в состоянии решить некоторые задачи. А ведь по плану учитель должен вести ученика в нужном русле, организовать работу так, чтобы сам ребёнок сделал маленькое открытие. В учебниках реализован принцип "минимакс": содержание предлагается учащимся по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта. Получается, что в идеале у каждого ребёнка есть возможность взять столько, сколько он может.

"Гармония" Сохраняет лучшие традиции школы, учитывает особенности развития каждого ребёнка, предполагает наращение сложности в предъявлении учебного материала. Знания ребёнка оценивает учитель. Сегодня "Гармония" всё более и более приближена к развивающим программам обучения.

"Школа России" Эта программа обучения мало чем отличается от "Гармонии". Её в основе также лежат личностно-ориентированный и проблемно-поисковый подходы.

Модуль "Школа России" развивает у ребёнка природосберегающее "чувство дома", воспитывает любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшей его составляющей являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, которые направлены на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка.

"Начальная школа XXI века" Предполагает формирование учебной деятельности так, чтобы ученик самостоятельно старался изменить самого себя в лучшую сторону. Такая программа самосовершенствования не исключает и активной позиции педагога. Учитель воспринимается как наставник и помощник в обучении.

Система Занкова В основе лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учит детей собственному поиску. Чтобы пробудить самостоятельность, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Система принимает каждого ребёнка таким, каков он есть, и затрагивает не только классную, но и внеурочную работу.

Система Занкова охватывает лишь начальное звено обучения. Как показывает практика, обучение легко даётся далеко не всем ребятам: оно ведётся на более высоком уровне сложности, изучение материала идёт более быстрыми темпами.

Программа Занкова учит детей не только отвечать на вопрос: "Из скольких чисел состоит число 5?" Учителя, работающие по этой программе, никогда и не сформулируют вопрос таким образом! Они спросят: "Что вы думаете про число 5?" Чувствуете разницу? Чувствуете, сколько вариантов ответа?

Система Эльконина-Давыдова Особенностью системы Эльконина-Давыдова являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создаёт атмосферу психологического комфорта.

Во многих школах зачастую бывает так: существует три первых класса «А», «Б» и «В». По результатам собеседования в класс «А» набираются более «сильные» дети, с явными математическими способностями и их обучают по системе Эльконина-Давыдова. В классе «Б» дети «послабее» и их обучают по программе «Школа 2100». Класс «В» - дети, обучаемые по традиционной системе. Таким образом, школа старается учитывать интересы и родителей, и детей.

Выбор за вами, дорогие родители, но не забывайте учитывать интересы ребёнка!

 
 
 
Автор/источник: Анна Кирьянова, www.somus.ru
Ещё интересные статьи:
 
Все советы
Автомобиль
Безопасность
Бизнес, инвестирование, работа
Влюблённым
Зодиак
Как выбрать
Как избавиться от...
Компьютеры, интернет
Красота и здоровье
Мобильные телефоны
Народная медицина
Образование
Праздники, отдых
Секреты производства
Семья и дети
Туризм, активный отдых
Хозяйке на заметку
Это любопытно
Юридические вопросы
Я прошу совета
 
теги:
поиск

главная | о проекте | работа на sovets.ru | карта сайта | прислать совет | спросить совета
www.sovets.ru - советы на все случаи жизни