Молчание-золото? Как распознать нарушение речевого развития у ребёнка

22 сентября 2008

Молчание-золото? Как распознать нарушение речевого развития у ребёнка

Скажи «мама!», а вот собачка — «ав-ав!», машинка — «би-би!». Мама и папа, бабушки и дедушки наперебой пристают к карапузу, как только сочтут, что ему уже «пора говорить». А тот все молчит или радостно гулит в ответ, не произнося при этом ни одного понятного слова. Так что же делать? Терпеливо ждать, пока «сам дорастёт» или беспокоиться и бегать по докторам?

Первые годы — самые важные

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

Именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит в именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребёнка ребёнка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда малыш подрастёт, или утешать себя тем, что «ребёнок просто отличается своим развитием» — наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому ребёнку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит отставание от сверстников.

В начале пути организм маленького человека очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и коррекции.

Где искать корень проблемы

Развитие речи, как и все подобные процессы, подчиняется определённым закономерностям. Очаровательные звуки и их сочетания, которые издаёт совсем ещё крошечный малыш, являются фундаментом для будущего умения говорить. К этой цели ребёнок идёт по двум направлениям. Во-первых, учится воспроизводить просто звуки. А во- вторых, пытается произносить их, выражая свои потребности и чувства. Развитие речи тесно переплетено с развитием навыков общения, т.е. закладывает фундамент нормальной социальной адаптации.

Нарушения речи могут происходить по разным причинам. Это неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же условия окружающей среды. Кратко охарактеризуем основные из них.

Различные внутренние патологии, которые приводят к нарушению развития плода. Это особенно актуально, если проблемы возникли в период от 4 недель до 4 месяцев беременности.

Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга) плода.

Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно — частные инфекционно-вирусные заболевания и ранние желудочно-кишечные расстройства.

Травмы черепа.

Наследственные факторы. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

Вредные привычки.

В настоящее время доказано, что употребление алкоголя и даже слабоалкогольных напитков и никотина во время беременности приводят к нарушениям физического и нервно-психического развития ребёнка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи.

Слушаем звуки, считаем слова

Если родители выжидают, пока их ребёнок заговорит, до 2-х, а то и до 3-х лет, исправлять нарушения может оказаться слишком поздно. К этому времени патология может перерасти в тяжёлый речевой дефект — задержку речевого и психомоторного развития. Чтобы этого не случилось, необходимо выявить нарушения речи ещё до того, как ребёнок начнёт произносить первые слова.

Поэтому родителям необходимо обратиться к врачу, если:

- к концу 1-го месяца ребёнок никогда не кричит перед кормлением;

- к концу2-го месяца не произносит гортанные звукосочетания «эхэ», «экхэ», «эге»;

- к концу 3-го месяца не появляются первые протяжные сочетания звуков «эй», «вэ», «эйге», т. е. не появляется лепет (сочетания звуков, неопределённо артикулируемых).

- к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним заговаривают;

- к концу 5-го месяца не произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га-га», «ба-ба-ба»), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами предметы, которые называет мать («Где мяч?», «Где кошка?»);

- на 6-7 месяце ребёнок не начинает лепетать: выговаривать отдельные звуковые сочетания, повторяя их («ма-ма-ма», «тя-пя»);

- к концу 7-го месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определёнными звуками;

- к концу8-го месяца не умеет шептать;

- к концу 9-го месяца не может повторить за взрослыми 8 различных звукосочетаний и слогов («тик-так», «бух», «дай»), а в лепете не выделяются отдельные многократные повторяемые слоги («ма-ма», «да-да»);

- к концу 10-го месяца не может махать головой в знак отрицания или несогласия («нет-нет») или помахать рукой в знак прощания;

- к 1 году не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не способен выполнить простейшие просьбы (например, при словах «принеси мне мяч» не может отыскать его и принести), не произносит осмысленно определённые звуки или слоги. соотнося их с определёнными людьми, например «ав-ав» (собака), «га-га» (гуси), «дай», «баба», «дядя», «тётя», «би-би» (машина);

- к 1 году 4 месяцам не может адекватно употреблять слова «мама», «папа», «дай», «на», «нет»;

- к 1 году 8 месяцам не может произносить 6 осмысленных слов, не может показать части тела, которые ему называет взрослый, лексический запас ребёнка менее 10 слов;

- к 2-2,5 годам не строит короткие фразы из 2-3 слов, не понимает разницу между словами «большой», «маленький», не появляются слова «я», «ты», «мне», словарный запас менее 300 слов;

- к 3 годам 1 месяцу-3,5 годам не пользуется законченными предложениями из 5-8 слов, не может ответить на вопрос, как его фамилия, имя, не может показать, какая линия из 3 самая длинная, неправильно использует формы единственного и множественного числа, не разграничивает настоящее и прошедшее время, не употребляет совсем простые предлоги;

- к 4 годам не может рассказать о том, что видел или слышал, не запоминает небольшие стихотворения, не знает свою фамилию, имя, отчество родителей, не запоминает названия цветов и деревьев, не может назвать особенности внешнего вида животных, не понимает слова «слева», «налево», «справа», «направо», имеет словарный запас менее 3000 слов, допускает ошибки в словообразовании («столенок» — столик, «вазка» — вазочка), не знает значения ряда слов (веранда, беседка, бретелька, локоть и т.д.), неточно понимает значения ряда слов (подшивать-зашивать-кроить, подрезать-вырезать), заменяет названия части предмета названием целого (циферблат — «часы», донышко — «чайник»), подменяет названия профессий названием действий (балерина — «тётя танцует», певец — «дядя поёт»), не может пересказать короткую сказку или рассказ (сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», рассказы К. Д. Ушинского, Л.Н.Толстого), не способен дифференцировать все звуки, что свидетельствует о нарушении фонетико-фонематического восприятия речи;

- если к 5 годам ребёнок не произносит правильно все звуки. Дефекты произношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомами других, более сложных нарушений (общего недоразвития речи, дизартрии, алалии, фонетико-фонематического недоразвития речи). Если к этому возрасту его словарный запас менее 3500 слов, и он не пользуется структурой сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Например:»Потом, когда мы пошли домой, нам подарки подарили: разные конфеты, яблоки, апельсины», «Какой-нибудь умный и хитренький дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил в небо и получился салют». Если ребёнок без дополнительных вопросов не составляет пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об отсутствии овладения навыком монологической речи; допускает ошибки в образовании относительных прилагательных со значением соотнесения с продуктами питания, материалами, растениями и т.д.(«пухный», «пухавый» — платок, «клюкин», «клюконный» — кисель), неправильно согласовывает числительные с существительными(«три медведем», «пять карандашов»), неправильно согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе и падеже («Книги лежат на большим столах» — Книги лежат на больших столах), допускает ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («В деревне у бабушки речка, много грибов, дерево, гуси), делает ошибки в использовании предлогов, пропуская, заменяя или недоговаривая их. («Ездил магазин мамой и братиком», «Мяч упал из полки»).

Все эти признаки говорят о нарушениях в формировании грамматического строя речи, что является симптомами общего недоразвития речи или задержки речевого развития.

За малышом — с ручкой и блокнотом

Каждый ребёнок — существо единственное и неповторимое. То, как он развивается, во многом зависит и от наследственности, и от воздействий окружающего мира особенно в первые 4 года жизни. А уж о важности первого года и говорить не приходится. На этом этапе родителям нужно уделять развитию ребёнка максимум внимания. Поэтому в конце каждого месяца родителям целесообразно подводить итоги — чему научился ребёнок за прошедший период. Формирование умений и навыков в этом возрасте считается нормальным, если отклонение от средних показателей не превышает 14-16 дней. Если же малыш запаздывает дней на 20, а то и на месяц, можно говорить о замедленном темпе развития. И причину этого явления родителям следует выяснить у специалиста. Конечно, это может быть связано с индивидуальностью ребёнка, но может оказаться и сигналом задержки речевого и психомоторного развития. Формирование умений с задержкой на 2 месяца классифицируется как отставание, а на 3 и более месяцев — значительное отставание и может быть отнесено к тяжёлой патологии в психическом и речевом развитии малыша. В этих случаях ребёнку требуется немедленная консультация специалистов: психоневролога, нейропсихолога, логопеда-дефектолога.

Но никакие, самые прогрессивные методы лечения не дадут нужного эффекта, если причина молчаливости малыша — недостаток общения с окружающими его взрослыми. Это лишает ребёнка фонических и аффективных элементов, которые помогают строить и обогащать речь. К сожалению, в современной жизни у молодых родителей часто не хватает времени на общение с собственным ребёнком, слишком много сил отнимают прочие заботы. Что сказать на это? Здесь уместно вспомнить слова Сюзанны Шмид-Джованнини, специалиста по обучению глухих детей: «Лишённые слуха дети не станут немыми, если их мать и отец будут с младенческого возраста разговаривать с ними, несмотря на то, что они не слышат не единого звука. Само впечатление от разговаривающих матери и отца столь велико, что грудной ребёнок постепенно обучается понимать их, даже не слыша».


 
 
 
Автор/источник: www.2mm.ru, Оксана Макерова
Ещё интересные статьи:
 
Все советы
Автомобиль
Безопасность
Бизнес, инвестирование, работа
Влюблённым
Зодиак
Как выбрать
Как избавиться от...
Компьютеры, интернет
Красота и здоровье
Мобильные телефоны
Народная медицина
Образование
Праздники, отдых
Секреты производства
Семья и дети
Туризм, активный отдых
Хозяйке на заметку
Это любопытно
Юридические вопросы
Я прошу совета
 
теги:
поиск

главная | о проекте | работа на sovets.ru | карта сайта | прислать совет | спросить совета
www.sovets.ru - советы на все случаи жизни